Почти два месяца как люди смотрят «Хайбуллу» и мы получаем множество положительно-восторженных отзывов, историй, но помимо этого у людей есть и вопросы. Помню, когда мы снимали фильм в Улу-Теляке, тракторист, чистящий дорогу к локации, остановился и спросил у меня: «О чём кино?». Я сказал: «О голоде в Поволжье». Он резко сказал мне что-то вроде того: «Зачем вы снимаете такой антисоветский фильм?!». Я очень удивился, потому что даже и подумать не мог, почему он так охарактеризовал его, не читая сценария и не смотря фильм, ведь он был ещё даже не снят. Я спросил его: «А при чём тут антисоветчина? Я снимаю фильм по личной истории жительницы Баймака и не понимаю, причем тут советская власть?». Но его было не остановить, без попытки разобраться для себя, он что-то накричал, закрыл дверь и продолжил работу. Тогда я понял, что тема действительно острая, что в народе есть глубокая травма и боль, и что эта история всплыла через 100 лет не зря, оказалось, что она запретна и по сегодняшний день. Запретна на столько, что некоторых людей, которые относятся к кинопроизводству в Башкирии, напугали на столько, что они бояться посмотреть «Хайбуллу», составить своё мнение, посмотреть на фильм с художественной точки зрения, оценить его вклад в башкирскую культуру и вклад в разрешение этнопсихологических, родовых и советских травм народа. Наши показы фильма я начинаю со слов о том, что сейчас непростое время, но 100 лет назад было время куда страшнее. И кто знает, что будет завтра, ведь предыдущий год показал, что жизнь всей страны переворачивается в один день. И посыл нашего фильма только о том, что нужно ценить то, что у тебя есть, ценить еду, что нужно оставаться человеком, в любых нечеловеческих условиях. Посмотрите на картину «Плот „Медузы“» французского живописца Теодора Жерико, написанную в 1818–1819 годах, выставленную в Лувре. Сюжетной основой картины послужила одна из самых известных катастроф в истории парусного флота — крушение фрегата «Медуза» и последовавшие за этим события, развернувшиеся у берегов Западной Африки в июле 1816 года. Вслед за крушением фрегата командование оставило значительную часть экипажа, — около полутора сотни человек, — на произвол судьбы на спешно построенном плоту; после двух недель выживания, сопровождавшихся убийствами, голодом и каннибализмом, в живых осталось только пятнадцать человек. Культуролог Анастасия Четверикова: «…они начинают жрать друг друга… каннибализм… вот эти вот образованные, возвышенные люди, они начинают есть друг друга, они начинают убивать, чтобы сохранить жизнь на этом плоту… Начался романтизм после этого, потому что люди все свои классические идеалы, они просто всё… бросили, как же так, в 19 веке каннибализм? Вот, может быть… Какая бы не была цивилизованная культура, раз, в один момент, все люди, которые узнают эту историю, они все понимают, что попади мы в какие-то сложные обстоятельства, никакой культуры у нас не будет, она пропадёт, исчезнет…». Наверно должно пройти ещё 100 лет, чтобы люди наконец осознали и проработали свои травмы, которые затронул фильм «Хайбулла». #хайбуллафильм

Теги других блогов: фильм Башкирия Хайбулла